Как уберечься от мошенников

Как уберечься от мошенников

Здравствуйте!

Меня зовут Максим Комов. Я являюсь руководителем проекта Выпуск.Ру с момента его основания - с 2007 года. В сфере выпускной фотографии наша команда работает с 1999 года. За это время я сталкивался со многими фотографами и компаниями-конкурентами. К сожалению, некоторые из них, своим непрофессионализмом и нечистоплотностью сильно портили репутацию «школьных фотографов» и производителей выпускных фотоальбомов. С этим так или иначе приходилось жить, качеством своих услуг доказывая, что все может и должно быть в нашем бизнесе для клиента хорошо.
Поводом для написания этого текста явился тот факт, что в наше не совсем простое время, уже и мошенники стали появляться в выпускной фотографии. В этом году, буквально за 2 недели до выпускного вечера, к нам обратились сразу несколько клиентов из разных школ с просьбой успеть сделать альбомы к выпускному. Оказалось, что они попались на удочку нечистоплотных дельцов, которые взялись за эту работу, потом долго «тянули резину» и в итоге, попросту исчезли, не сделав альбомы и не вернув деньги. В настоящее время возбуждено несколько уголовных дел, некоторые из мошенников найдены и находятся под следствием, некоторые еще в розыске..

Я бы хотел дать Вам, дорогие учителя, выпускники и их родители, несколько простых советов о том, как не стать жертвой таких людей и, тем самым, сберечь себе нервы, время и деньги.

1. Юридическое лицо.

Попросите заранее (до оплаты) ознакомиться с учредительными документами. Проверьте, существует ли юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на самом деле. Сделать это можно абсолютно бесплатно на сайте Федеральной налоговой службы. Также, не помешает проверить фирму и по Банку данных исполнительных производств Службы судебных приставов: . Это тоже занимает не больше минуты и совершенно бесплатно.

Проверив это, Вы по крайней мере будете знать, что свою деятельность фотограф (фото-студия) ведет  ведет легально.

2. История сайта, доменного имени и репутация компании (фотографа).

НЕ нужно слепо верить красивым словам менеджера или сайта о том, что «мы уже 20 лет на рынке», «мы сделали 100500 фотоальбомов». Также не нужно слепо верить восторженным отзывам клиентов, размещенных на сайте самой компании. Всем известно: «доверяй, НО проверяй»! Проверить историю сайта совсем не сложно с помощью Архива Интернета (англ. Internet Archive), который является некоммерческой организацией, основанной еще в 1996 году. Архив собирает копии веб-страниц, обеспечивает долгосрочное архивирование собранного материала и бесплатный доступ к своим базам данных для широкой публики. The Wayback Machine - веб-сервис Архива, с помощью которого можно посмотреть, как выглядел тот или иной сайт раньше, также можно увидеть, когда сайт впервые появился в сети. Сервис предоставляет свои услуги бесплатно. Проверить историю доменного имени можно с помощью сервиса, который предоставляет  RUcenter. Там можно посмотреть всю историю доменного имени. Сервис также не требует никакой оплаты.

3. Реальные отзывы.

Попросите менеджера назвать хотя бы 5-10 школ и классов, в которых на протяжении хотя бы 3-х лет компания успешно оказывала фото-услуги. Контактные данные администрации школ легко найти на портале Департамента образования . Позвоните хотя бы в 1-2 школы и уточните, действительно ли эта компания работала там и действительно ли клиенты остались довольны.

Итак, если продавцы услуг утверждают, что у них многолетний опыт работы и горы сделанных альбомов, а простая проверка показывает, что сайту «без году неделя», домен куплен совсем недавно, реальных отзывов от живых людей лично Вы услышать не можете, то следует серьезно задуматься о том, стоит ли верить и доверять свои деньги таким дельцам..

4. Личность менеджера по продажам.

Если Вы удовлетворены проверкой сайта и юридического лица, то следует удостовериться в том, что человек, показывающий Вам альбомы, действительно является сотрудником компании, указанной на его визитке. Попросите его показать документ, удостоверяющий личность и позвоните в офис по телефонам, указанным на сайте (НЕ на визитке) и спросите, действительно ли «Сергей Петров» является уполномоченным для заключения Договоров сотрудником компании.

На протяжении последних 2-3 лет нашим именем в школах периодически представляются разные неудачники фотографы и полиграфисты. Они надеются на то, что все люди такие же недалекие как и они сами, на то, что наши клиенты не догадаются позвонить по телефону на этом сайте или по телефону с последней странички любого нашего альбома и удостоверить личность мошенника. 

5. Офис и оборудование.

Некоторые компании, желая набить себе цену, на сайтах пишут об огромном парке собственного дорогостоящего производственного оборудования. В реальности, большинство из них являются лишь посредниками между Вами и типографией. В принципе, ничего плохого в этом нет, если заявить об этом клиенту честно, а не врать. Проблемы же могут начаться тогда, когда в высокий сезон типография-подрядчик вдруг выставит приоритеты не на единичные заказы фотографа, а на более крупные коммерческие заказы и все сроки для Вас, как для конечного клиента, будут сорваны. Также типография может поднять для фотографа отпускные цены. Возможно, это напрямую и не затронет Вас, но я неоднократно слышал истории о том, как в процессе производства альбомов цены на них у фотографов вырастали вдвое. Клиенту объявляют – доплатите или альбомы не получите. Причина – нам подняла цены типография и нам нужно заплатить за их изготовление.
Если видите на сайте компании слова о наличии собственного парка оборудования – попросите менеджера провести экскурсию по печатному и переплетному цехам.

Не поленитесь подъехать для заключения договора в офис, предварительно посетив производство. Так вы по крайней мере будете уверены, что компания существует не только на просторах интернета.

6. Договор.

Перед тем, как подписать, обязательно внимательно прочтите договор. Этот документ далее будет регламентировать все Ваши отношения с Исполнителем, на основании именно этого документа Вы сможете, при необходимости, отстоять свои права.

7. Оплата.

Самый безопасный способ оплаты – банковский перевод или оплата банковской картой на сайте или в офисе компании. Если Вы все же решаетесь оплатить наличными, то обязательно требуйте кассовый чек, на котором должны быть указаны реквизиты юридического лица или индивидуального предпринимателя, принимающего деньги. Эти реквизиты должны совпадать с реквизитами, указанными в договоре и на сайте компании.

Эти простые меры предосторожности не займут более 15-20 минут, но помогут Вам уберечься от мошенников и получить действительно качественные выпускные фотоальбомы в срок.